Голландский архитектор Йоханнес Бернардус ван Лохем работал в должности инженера-архитектора при Правлении Автономной индустриальной колонии (АИК) «Кузбасс» с марта 1926 по сентябрь 1927 года. Его задачей была разработка проектов экономичных домов для массового строительства, объектов социально-культурного назначения и промышленных сооружений. Уже к лету 1926 года было разработано большое количество типовых проектов жилых домов для застройки рабочих поселков при предприятиях АИК в городах Кемерове, Прокопьевске, Ленинске-Кузнецком. Строительство по этим проектам продолжалось и после отъезда архитектора из СССР.
В фондах музея «Красная Горка» хранится часть комплекта чертежей «дома холостых», разработанных Й. ван Лохемом в 1926-1927 годах. Выполняя социальный заказ, архитектор проектировал жилье нового типа – дом-коммуну для рабочей молодежи, который задумывался как доминанта, композиционный центр в малоэтажной застройке поселка для рабочих коксохимического завода.
Планировка трёхэтажного здания отличалась ясностью и рациональностью. Протяженный корпус коридорного типа длиной 78,5 и шириной 9,2 метра ориентирован продольной осью по направлению с юго-запада на северо-восток. Юго-западный торец здания заканчивался поперечным блоком с размерами в плане 9,6×22,5 м. В зальных помещениях этой части здания на первом этаже размещалась школа (с 6 по 10 класс), а на втором этаже – библиотека. В противоположном торце здания находилась столовая с кухней и обеденным залом.
Жилые комнаты площадью от 9,4 до 18,8 квадратных метров, оборудованные встроенными шкафами, были рассчитаны на проживание одного или двух человек. По концам коридора располагались санитарные комнаты с туалетами, умывальными и душевыми. Центральная и две боковых лестницы обеспечивали сообщение между этажами.
Большое значение во всех своих проектах Ван Лохем придавал обеспечению хорошей освещенности помещений и коридоров естественным светом. Коридоры двухметровой ширины освещались через вертикальные витражные окна лестничных клеток. В жилых комнатах было предусмотрено по два широких окна, комнаты имели небольшую глубину (три метра) и вытянуты более длинной стороной вдоль наружных стен.
Планировочная структура здания ясно читается на фасадах. В композиции главного (юго-восточного) фасада архитектором использовано два ритмических масштаба. Крупные ритмические акценты создают три выступающих ризалита. Более частый ритм членений создается парными окнами, разделенными широкими гладкими простенками. Окна первого и второго этажей объединены по вертикали неглубокими нишами. Такое же трёхчастное деление с выступающим по центру ризалитом имел и короткий юго-западный фасад, игравший важную градостроительную роль, поскольку на генеральном плане поселка он замыкал перспективу главной улицы, застроенной блокированными домами для рабочих. Дворовый фасад имел плоскостное решение, со спокойным ритмом окон, перебивавшимся вертикалями узких тройных витражей лестничных клеток.
Архитектор разработал собственную систему пропорций. В качестве основного модуля использовалось расстояние между поперечными стенами (5,7 метра), определившее шаг членения фасадов. При этом высота двух этажей от цоколя до карниза равна 5,5 метра. Таким образом, структура фасада подчинена ритму повторяющихся квадратов. Пропорции ризалитов шириной 9,6 метра близки к пропорциям «золотого сечения». Все мелкие членения фасада кратны размерам кирпича «американского» стандарта (50×100×200 мм), производство которого на небольших кустарных заводах также было налажено Ван Лохемом.
Кладка наружных стен здания была выполнена по экономичной «системе Герарда», использовавшейся Ван Лохемом в проектах кирпичных домов. При кладке стен между наружной и внутренней верстами кладки оставлялась пустота, засыпаемая теплоизоляционным материалом из смеси шлака, опилок, извести и креозота. Это позволило сделать толщину стен дома всего 40 сантиметров, в полтора раза тоньше, чем стандартные кирпичные стены.
Фундаменты глубиной заложения до 2,5 метров были запроектированы в виде лент и столбов из тесаного песчаника с обмазкой смолой. Подвалы предусматривались только там, где располагалась котельная на два котла, а также прокладывались трубы для канализации, водопровода и отопления (сохранились чертежи системы канализации по этажам).
Перекрытия между этажами выполнялись двух типов: по деревянным балкам (в жилых комнатах) и монолитные ребристые (в коридорах, санузлах, над кухней-столовой и котельной). Монолитными были и косоуры лестниц, по которым укладывались сборные железобетонные ступени – редкость для того времени. Конструктивную часть проекта разрабатывал инженер голландец Кеес Нибург. Встречаются также подписи конструкторов Г. Схорла и Де Бюсси.
Проект был детально проработан: сохранились рабочие чертежи дверных и оконных коробок, железобетонных лестниц с коваными перильными ограждениями. С особой тщательностью архитектор разрабатывал архитектурные акценты и детали, например, профили узких монолитных простенков или полукруглых пилястр из бетона, на которые опирались козырьки парадных входов. Широкие, до 90 сантиметров, выносы карнизов кровли характерны для голландской традиции.
Представляют интерес сохранившиеся чертежи поперечных разрезов здания. Судя по ним, Ван Лохемом параллельно разрабатывались два варианта конструкции крыши и, соответственно, два варианта фасадов, из которых сохранились только фасады второго варианта. Первый вариант предусматривал возведение кирпичных стен на высоту трех этажей и перекрытие здания стропильной конструкцией, часто встречающейся в других постройках Ван Лохема, с уклоном кровли 30°. Это система стропил с затяжками, расположенными в двух уровнях, причем нижняя затяжка одновременно выполняет функцию несущей балки чердачного перекрытия. Стропила устанавливались с редким шагом – 5,7 м, точно посередине пролета поперечных несущих стен, и опирались на узкие простенки между спаренными окнами. Эти простенки на чертежах сделаны сплошными, без пустот, в отличие от остальных стен.
Более интересным с архитектурной и конструктивной точки зрения является второй вариант покрытия, в котором архитектор попытался «пересадить» на сибирскую почву широко распространенную в Европе традицию использования чердачного пространства под жилые помещения. В соответствии с этим вариантом, кирпичные стены возводились только на два этажа, а третий этаж проектировался мансардным, с легкими каркасными стенами, обшитыми деревом и заполненными щитами с утеплителем. Стропильная конструкция становилась при этом более сложной, с дополнительными подкосами, чердачное пространство – более высоким, а кровля получала характерный излом за счет изменения уклона. При строительстве, законченном уже после отъезда архитектора из СССР, был реализован первый, более простой вариант крыши. Возможно, не последнюю роль сыграли сомнения в том, что тонкие стены мансарды способны обеспечить защиту от суровых сибирских морозов.
Строительство дома холостых на территории Новой колонии коксохимзавода было завершено в 1930 году. Фасады были оштукатурены и побелены. Большие квадратные окна с частым рисунком переплетов, ставшие «визитной карточкой» многих зданий, построенных по проектам Ван Лохема, придавали дому «иностранный» вид. Комнаты в доме холостых предоставлялись передовикам производства и ударникам труда. Здание просуществовало до 1969 года и было снесено при расширении территории завода.